Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀). Япония. Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Нагамура Канэкиё (настоящее имя Нагамура Сэйсабуро), из города Сэки, (провинция Гифу, остров Хонсю), выпуска 1930-х-конец 1941 гг. Период «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года). Японское производственное изготовление оправы цубы меча, выпуска среднего периода Эдо (1603-1868 гг.). Японское производственное изготовление оправы меча (рукояти, мэнуки, фути, касира, двух сепп, обмотки, ножен), выпуска около 1930-х-конец 1941 гг. Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева). Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), японского вторжения во французский Индокитай (22-26 сентября 1940 года), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.). Японское производственное изготовление сагео и чехла для катаны, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года).

Описание:

Традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀).

Япония.

Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Нагамура Канэкиё (настоящее имя Нагамура Сэйсабуро), из города Сэки, (провинция Гифу, остров Хонсю), выпуска 1930-х-конец 1941 гг.

Период «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года).

Японское производственное изготовление оправы цубы меча, выпуска среднего периода Эдо (1603-1868 гг.).

Японское производственное изготовление оправы меча (рукояти, мэнуки, фути, касира, двух сепп, обмотки, ножен), выпуска около 1930-х-конец 1941 гг.

Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева).

Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), японского вторжения во французский Индокитай (22-26 сентября 1940 года), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Японское производственное изготовление сагео и чехла для катаны, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года).

Оригинал, подлинник.

Подарочная коробка, подставка, чехол и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Размеры катаны (меча):

Общая длина катаны (в ножнах) – 976 мм.
Длина клинка с рукоятью – 935 мм.

Длина клинка с хвостовиком – 862 мм.

Длина клинка без рукояти – 696 мм.

Прогиб клинка – 280 мм.
Длина клинка от хабаки – 659 мм.
Ширина клинка в районе пяты –32 мм.
Длина ножен – 733 мм.

Толщина обуха в районе пяты – 7 мм.

Был произведен демонтаж меча (извлечение клинка из оправы).

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, медь, дерево, клей, кожа ската, штамп, полировка, литье, позолота, лак, ткань, нить, шитье, чернение, цветной металл, пайка оловом и латунью, гравировка (чеканка), инкрустация золотом, рог оленя, железо, цветной металл, штихельный инструмент.

Сохранность: хорошая, следы незначительного износа. Незначительная утрата слоя позолоты на сеппах. Выемчатое углубление, на полотне клика полученное в результате термической обработки металла (в начальной части с правой стороны).

Описание меча:

Клинок.

Клинок меча стальной (композиционная сталь), кованый, с закалкой, полированный, с незначительным изгибом полосы, шестигранный в сечении в основной части, четырехгранный в окончании, с боевым листовидным острием, в форме синоги-дзукури.

Клинок имеет область закаленного края (якиба) с волнистой линией хамона типа гоно-мэ-мидарэ. Текстура металла на данном участке — хада выполнена в узоре масамэ (прямослойная древесина). На остальной площади полотна клинка наблюдается узор, выполненный также в стиле масамэ (прямослойная древесина).

Вершина закалки клинка исполнена в виде полукруга (боси).

Нижняя кромка лезвия полотна клинка, как и острие, имеет сильно выраженные характеристики заточки.

На правой стороне полотна клинка, в начале, можно наблюдать выемчатое углубление, полученное в результате термической обработки металла.

Также на правой стороне полотна клинка можно увидеть гравировку хоримоно с изображением бондзи, полученную с помощью штихельного инструмента (иероглифическая стилизация, имеющая сакральное, санскритное значение, буддийского религиозного направления, является своеобразным оберегом для самурая).

На левой стороне полотна клинка также можно наблюдать аналогичную гравировку хоримоно с изображением одного из трёх священных реликвий синтоизма — меча «Кусанаги-но цуруги» (изображение также является оберегом для самурая, который должен помнить, что в мече заключена его душа). Изображение в свою очередь также получено при помощи штихельного инструмента.

Примечание:

В начале оккупации Японии американскими войсками (1945-1952 гг.), император Хирохито (1926-1989 гг.) призвал служителей храма Ацуты  сохранить меч Кусанаги-но цуруги, ибо пока этот меч находится в святилище, и пока жив этот меч, жива душа всей Японии.

Обух клинка треугольной формы — мунэ-такаси.

Хвостовик клинка (накаго) с окончанием убу (без переделок, не укорачивался), выполненным в стиле куридзури. Обух хвостовика плоский (хира мунэ).

На поверхности хвостовика клинка можно наблюдать следы опиловки, выполненные в стиле таканоха. На детали можно наблюдать круглое отверстие (мэкуги-ана). Отверстие получено методом пробивки металла, предназначались для соединения с рукоятью меча при помощи деревянного колышка.

С левой стороны хвостовика клинка можно наблюдать иероглифическую надпись на японском языке, выполненную методом чеканки 長村兼清作 (русский перевод; «Сделал Нагамура Канэкиё»).

В верхней части хвостовика клинка можно также наблюдать штамп военной инспекции «Сё» (плохого оттиска), выполненный в виде стилизации цветка японской вишни (сакуры). В нижней части хвостовика клинка можно также наблюдать клеймо-логотип мастера-кузнеца, выполненный в виде трех ромбов, наложенных друг на друга (центральный на два боковых), с изображением иероглифических обозначений нанесенных по центру знака (в центральном ромбе).

Два упомянутых идентифицирующих оттиска получены путем штампа.

В основании клинок имеет плоскую, пятигранную, муфту — хабаки, которая проходит через хвостовик и выполняет функцию фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах. Форма указанной детали повторяет геометрическую конфигурацию клинка.

Элемент выполнен из меди, состоит из двух частей, соединен оловянным припоем (один шов визуально наблюдается, другой скрыт следами обработки; верхний шов). Деталь имеет декор из углубленных, хаотичных по конфигурации отсеков.

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также режущих действий.

Рукоять.

Рукоять (цука) катаны в основе деревянная, овальной в сечении формы, выполненной из дерева, из двух половин (монтаж произведен клейким веществом, стыковой шов прослеживается), с обтяжкой из кожи ската светлого цвета (монтаж произведен клейким веществом, стыковой шов прослеживается) с поверхностной обмоткой шнуром из ткани светло-коричневого цвета, со следами незначительного износа.

В начальной части рукояти имеется сквозное отверстие для фиксации с хвостовиком меча. Соединение частей произведено с помощью запорного деревянного штыря, сходящееся на конус (деталь в наличии).

Под шнуром можно наблюдать парные накладки — мэнуки, выполненные из цветного металла (предположительно медь), с элементами оформления в технике черни. Декор детали оформлен стилизованным изображением китайского тигра в зарослях бамбука.

Обтяжка ткани такого конфигурации, а также зернистость (шероховатость) кожи и выступающие рельефные асимметричные накладки, способствовали более надежному удержанию меча в руке (руках).

В верхней части рукояти можно наблюдать навершие — касира. Деталь выполнена из цветного металла (предположительно медь), с элементами оформления в технике черни и позолоты. Декор детали оформлен растительным сюжетом (изображением гор?) и двух летящих птиц.

В нижней части рукояти можно наблюдать фиксирующую муфту — фути. Деталь выполнена из меди, с элементами оформления в технике черни и позолоты. растительным сюжетом (изображением гор?) и четырех летящих птиц. Стиль рисунка и техника оформления идентичен касира.

Деталь выполнена из двух частей, стыковой шов не прослеживается.

Японская гарда — цуба изготовлена из железа, округлой формы, со сквозным подтреугольным отверстием (для соединения полотном клинка). Элемент прорезной конфигурации, растительного сюжета.

Также на детали можно увидеть следы ударов сделанных нарочито и завальцованную медную пластину, с целью уменьшения сквозного отверстия.

Два дополнительных отверстия в виде трилистника были предназначены для ножей-когая (стержневидный нож боевого, и в меньшей степени хозяйственного назначения).

Цуба была предназначена как ограничитель движения руки по отношению к лезвию полотна клинка.

К цубе с двух сторон прилегают две овальные уплотнительные прокладки (сэппы) со сквозным подтреугольным отверстием (для соединения полотном клинка). Детали выполнены из меди, со следами позолоты (с частичной утратой данного слоя). Края детали орнаментированы зубчатым декором.

Примечание:

Позолота наносилась не только с целью для красивого и дорогого оформления деталей оружия, но и с практической целью — предотвращала оксидные процессы (в отличие от золота и серебра, латунь и медь были достаточно сильно подвержена оксидным воздействиям, вследствие чего на них появлялся налет коричневого и зеленого цвета).

Покрытие чернью также способствовало от разрушающих оксидных процессов металла.

Ножны:

Ножны (сая) — изготовлены из двух деревянных частей, склеенных между собой и имеющих в сечении овальную форму.

Ножны (основа) покрыты слоем лака черного цвета.

В начале ножен можно наблюдать обруч-устье (коигути), выполненное из цветного металла и покрытое лаком черного цвета. Крепеж детали к основе произведен при помощи клея. Деталь предназначалась как усилитель конструкции верхней части ножен.

Также в начале, на внешней части можно наблюдать подвесную скобу (куригата), выполненную из рога оленя, для тканевого ремня — сагео (элемент присутствует). Скоба покрыта лаком черного цвета, с элементами оформления окантовкой из цветного металла, с позолотой. Крепеж детали к основе произведен при помощи клея.

В нижней части ножен можно наблюдать окантовку, выполненную в виде обруча, из цветного металла, с покрытием лаком черного цвета.

Крепеж детали к основе произведен при помощи клея. Деталь предназначалась как усилитель конструкции нижней части ножен.

Примечание:

Покрытие лаком металлических частей ножен наносилось с целью предотвращения металла от оксидных процессов.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Выводы экспертизы:

Предмет можно идентифицировать с традиционным японским мечом «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀), Японии, японского производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Нагамура Канэкиё (настоящее имя Нагамура Сэйсабуро), из города Сэки, (провинция Гифу, остров Хонсю), выпуска 1930-х-конец 1941 гг., периода «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года), японского производственного изготовления оправы цубы меча, выпуска среднего периода Эдо (1603-1868 гг.), японского производственного изготовления оправы меча (рукояти, мэнуки, фути, касира, двух сепп, обмотки, ножен), выпуска около 1930-х-конец 1941 гг., времени правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева), периодов Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), японского вторжения во французский Индокитай (22-26 сентября 1940 года), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.), японского производственного изготовление сагео и чехла для катаны, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года).

Примечание:

Инспекционный штамп «Сё» ставился в период, с конца 1926 года по конец 1941 года. Наличие на хвостовике клинка штамп «Сё» по всей видимости, указывает на то, что оружие могли покупать через «Армейский клуб офицеров» (Кайкося).

В 30-х годах ХХ века, в Японии, в виду милитаризации общества возрос интерес к воинской культуре прошлого и всячески поощрялся властями, множество частных мастерских помимо военной продукции занималось изготовлением мечей традиционного типа, что было востребовано в свете усилившихся в японском обществе традиционных идей.

Историческая справка:

Японский мастер-кузнец Нагамура Сэйсабуро, подписывавшийся именем Накамура Канэкиё, изготавливал мечи хорошего качества, в городе Сэки (провинция Гифу, остров Хонсю), в первой половине XX века (до 2 сентября 1945 года).

Изделия Канэкиё встречаются как с военными оправами, так и с самурайскими оправами. Данный меч в самурайской оправе косираэ в классическом стиле Эдо с чёрными лаковыми ножнами.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами—тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Традиционный меч «катана» является значимым объектом музейного значения, предметом собирательства и коллекционирования антикварного холодного оружия Японии.

Атрибуция традиционного японского меча «катана», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы меча.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀), Японии, японского производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Нагамура Канэкиё (настоящее имя Нагамура Сэйсабуро), из города Сэки, (провинция Гифу, остров Хонсю), выпуска 1930-х-конец 1941 гг., периода «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года), японского производственного изготовления оправы цубы меча, выпуска среднего периода Эдо (1603-1868 гг.), японского производственного изготовления оправы меча (рукояти, мэнуки, фути, касира, двух сепп, обмотки, ножен), выпуска около 1930-х-конец 1941 гг., времени правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева), периодов Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), японского вторжения во французский Индокитай (22-26 сентября 1940 года), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.), японского производственного изготовление сагео и чехла для катаны, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года) — признается культурной ценностью.

Цена: продано.

Купить