Традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀). Япония. Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Канэсаки, из Тоттори, провинции Инсю (остров Хонсю), выпуска второй половины XVII века. Время правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.). Период Эдо (1603-1868 гг.). Период «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.). Японское производственное изготовление оправы меча, выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.). Японское производственное изготовление сагео и чехла для катаны, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года). Сертификат за № 167990, на клинок меча и сертификат за № 170, на оправу меча, «Японского Общества по сохранению искусства японского меча». Статус меча: «Особо ценный» («Токубецу Хозон», 3 уровень), от 31 августа 1969 года.
Описание:
Традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀).
Япония.
Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Канэсаки, из Тоттори, провинции Инсю (остров Хонсю), выпуска второй половины XVII века.
Период Эдо (1603-1868 гг.).
Период «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.).
Время правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.).
Японское производственное изготовление оправы меча, выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.).
Японское производственное изготовление сагео и чехла для катаны, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года).
Сертификат за № 167990, на клинок меча и сертификат за № 170, на оправу меча, «Японского Общества по сохранению искусства японского меча».
Статус меча: «Особо ценный» («Токубецу Хозон», 3 уровень), от 31 августа 1969 года.
Оригинал, подлинник.
Подарочная коробка, подставка, чехол, сертификаты Японского Общества по сохранению японского меча и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.
Экспертное заключение.
Размеры катаны (меча):
Общая длина катаны (в ножнах) – 950 мм.
Длина клинка с рукоятью – 908 мм.
Длина клинка с хвостовиком – 867 мм.
Длина клинка без рукояти – 673 мм.
Длина клинка от хабаки – 648 мм.
Прогиб клинка – 150 мм.
Ширина клинка в районе пяты –30 мм.
Длина ножен – 720 мм.
Толщина обуха в районе пяты – 9 мм.
Был произведен демонтаж меча (извлечение клинка из оправы).
Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, медь, дерево, клей, кожа ската, полировка, литье, плакирование серебром, лак, ткань, нить, шитье, чернение, цветной металл, гравировка (чеканка), латунь, чернь, железо, завальцовка.
Сохранность: хорошая, общий износ (ношение). Царапины, оксидные процессы, утрата незначительной части лака на дай-сеппах.
Описание меча:
Клинок.
Клинок меча стальной (композиционная сталь), кованый, с закалкой, полированный, с незначительным изгибом полосы, восьмигранный в сечении в основной части, четырехгранный в окончании, с боевым листовидным острием, в форме синоги-дзукури.
На полотне клинка (с обеих сторон) визуально наблюдается один узкий, длинный дол, типа бо-хи (долы были предназначены для облегчения веса конструкции клинка).
Клинок имеет область закаленного края (якиба) с прямой линией хамона типа сугу-ха. Текстура металла выше хамона — хада выполнена в стиле узоре мокумэ (древесная кора).
Нижняя кромка лезвия полотна клинка, как и острие, имеет сильно выраженные характеристики заточки.
Вершина закалки клинка исполнена в виде полукруга (боси).
На окончание полотна клинка, как с правой, так и с левой стороны, можно наблюдать непровар металла, который выражен в виде малозаметных трещин.
Обух клинка треугольной формы — мунэ-такаси.
Хвостовик клинка (накаго) с окончанием убу (без переделок, не укорачивался), выполненным в стиле куридзири (форма, характерная для работ провинции Инсю). Обух хвостовика плоский (хира мунэ).
На поверхности хвостовика можно наблюдать следы опиловки, выполненные в стиле таканоха. На детали можно наблюдать круглое отверстие (мэкуги-ана). Отверстие получено методом пробивки металла, предназначались для соединения с рукоятью меча при помощи деревянного колышка.
С левой стороны хвостовика клинка можно наблюдать иероглифическую надпись на японском языке, выполненную методом чеканки, обозначающая мастера-кузнеца «Канэсаки из Тоттори в Инсю».
В основании клинок имеет плоскую, пятигранную, серебреную муфту — хабаки, которая проходит через хвостовик и выполняет функцию фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах. Форма указанной детали повторяет геометрическую конфигурацию клинка.
Элемент выполнен, скорее всего, из цветного металла, плакирован серебром, состоит из двух частей, и предположительно, соединен латунным припоем (шов визуально не наблюдается, скрыт покрытием фольги). Деталь имеет декор из вертикальных, прерывистых линий, а также точечной орнаментации.
Примечание:
Серебрение наносилась не только с целью для красивого и дорогого оформления оружия, но и с практической целью — предотвращала оксидные процессы (в отличие от серебра, латунь была достаточно более сильно подвержена оксидным воздействиям, вследствие чего на нем появлялся налет коричневого и зеленого цвета).
Примечание:
По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также режущих действий.
Рукоять.
Рукоять (цука) катаны в основе деревянная, овальной в сечении формы, выполненной из дерева, из двух половин (монтаж произведен клейким веществом, стыковой шов прослеживается), с обтяжкой из кожи ската светлого цвета (монтаж произведен клейким веществом, стыковой шов прослеживается) с поверхностной обмоткой шнуром из ткани коричневого цвета, со следами износа (следы рук).
В начальной части рукояти имеется сквозное отверстие для фиксации с хвостовиком меча. Соединение частей произведено с помощью запорного деревянного штыря.
Под шнуром можно наблюдать парные накладки — мэнуки, выполненные из цветного металла (предположительно медь или латунь), с элементами позолоты, с изображением дракона (символ счастья и благополучия).
Обтяжка ткани такого конфигурации, а также зернистость (шероховатость) кожи и выступающие рельефные асимметричные накладки, способствовали более надежному удержанию меча в руке (руках).
В верхней части рукояти можно наблюдать навершие — касира. Деталь выполнена из меди, с элементами оформления покрытия в технике черни. Декор элемента оформлен растительным сюжетом, а также ажурной конфигурацией детали.
В нижней части рукояти можно наблюдать фиксирующую муфту — фути.
Деталь выполнена из меди, с элементами оформления в технике покрытия чернью. Декор элемента оформлен растительным сюжетом.
Стиль рисунка и техника оформления идентичен касира. Стыковой крепежный шов прослеживаются, выполнен пайкой латунью. Во внутренней части детали можно заменить уплотнительный материал, выполненный из ткани светлого цвета.
Японская гарда — цуба изготовлена из железа, в форме мальвы (цветок), с окантовкой по краям, выполненной способом завальцовки, из черненой меди, со сквозным подтреугольным отверстием (для соединения полотном клинка).
На детали можно увидеть следы ударов сделанных нарочито, с целью уменьшения сквозного отверстия.
Цуба была предназначена как ограничитель движения руки по отношению к лезвию полотна клинка.
К цубе с двух сторон прилегают две овальные уплотнительные прокладки — дай-сэппы, со сквозным подтреугольным отверстием (для соединения полотном клинка). Детали выполнены из меди, со следами покрытия лаком черного цвета, с частичной потерей данного слоя (покрытие было нанесено для защиты от оксидных процессов). Края детали орнаментированы зубчатым декором.
На деталях можно увидеть следы ударов сделанных нарочито, с целью уменьшения сквозных отверстий.
К дай-сэппы с двух сторон прилегают две овальные уплотнительные прокладки — сэппы, со сквозным подтреугольным отверстием (для соединения полотном клинка). Детали выполнены из меди, плакированы серебряной фольгой. Края детали орнаментированы зубчатым декором.
Примечание:
Позолота и серебрение наносилась не только с целью для красивого и дорогого оформления оружия, но и с практической целью — предотвращала оксидные процессы (в отличие от золота и серебра, латунь и медь были достаточно сильно подвержена оксидным воздействиям, вследствие чего на них появлялся налет коричневого и зеленого цвета).
Покрытие чернью также способствовало от разрушающих оксидных процессов металла.
Ножны:
Ножны (сая) — изготовлены из двух деревянных частей, склеенных между собой и имеющих в сечении овальную форму.
Ножны (основа) покрыты слоем лака темного цвета. Поверхность детали имеет шероховатую поверхность.
В начале ножен можно наблюдать устье (коигути) выполненное из меди с элементами оформления в технике покрытия чернью. Декор элемента оформлен растительным сюжетом. Стиль рисунка и техника оформления идентичен касира и фути рукояти.
Крепеж детали к основе произведен при помощи клея. Деталь предназначалась как усилитель конструкции верхней части ножен.
Также в начале основы ножен, на внешней части можно наблюдать подвесную скобу (куригата) для тканевого ремня — сагео (элемент присутствует). Декор элемента оформлен растительным сюжетом. Деталь выполнена из меди с элементами оформления в технике покрытия чернью. Стиль рисунка и техника оформления идентичен касира, фути рукояти и коигути ножен.
Крепеж детали к основе произведен при помощи клея.
В нижней части ножен присутствует фигурная обоймица (сибабики) с листовидны завершением. Декор элемента оформлен растительным сюжетом. Деталь выполнена из меди с элементами оформления в технике покрытия чернью. Стиль рисунка и техника оформления идентичен касира, фути рукояти, а также коигути и куригате ножен.
Крепеж детали к основе произведен при помощи клея. Деталь предназначалась как усилитель конструкции нижней части ножен.
В самом конце основы ножен можно наблюдать наконечник ножен (исидзуки), прорезной ажурной конфигурации. Декор элемента оформлен растительным сюжетом. Деталь выполнена из меди с элементами оформления в технике покрытия чернью. Стиль рисунка и техника оформления идентичен касира, фути рукояти, а также коигути, куригате и сибабики ножен.
Крепеж детали к основе произведен при помощи клея. Деталь была предназначена для защиты нижней части ножен от повреждений.
Примечание:
Покрытие чернью наносилось с целью предотвращения металла от оксидных процессов.
Ножны имели два основных функциональных назначения:
а) защита клинка меча от коррозии.
б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.
Сопровождающая документация на японском языке:
Надпись на конверте (лицевая часть): «Сертификат. Особо ценный». Надпись карандашом: «Канэсаки из Тоттори в Инсю».
Надпись на конверте (оборотная часть): «Токио, Тайто, Уэно, Токийский государственный музей. Юридическое лицо «Общество по сохранению искусства японского меча».
Надпись на сертификате на клинок меч: сертификат № 167990. Катана с подписью «Канэсаки из Тоттори в Инсю». По итогам проведённой в Обществе экспертизы меч признан «Особо ценным». 31 августа 1969 года. Юридическое лицо «Общество по сохранению искусства японского меча». Председатель Хосокава Моритацу. Выдано господину ——— (удалено имя). Осигата (оттиск) с хвостовиком меча.
Надпись на сертификате на оправу меча: сертификат No 170. Оправа (косираэ) хандати с черными лаковыми ножнами с поверхностью камня. Единый комплект деталей из сякудо (сплав) с растительным узором. Менуки с изображением дракона. Цуба из железа в форме мальвы. По итогам проведённой в Обществе экспертизы оправа признана «Особо ценной». 31 августа 1969 года. Юридическое лицо «Общество по сохранению искусства японского меча». Председатель Хосокава Моритацу. Выдано господину ——— (удалено имя). Чёрно-белая фотография оправы.
Надпись на свидетельстве: на огнестрельное и холодное оружие, No 14243, зарегистрированное в префектуре Фукуока. Катана с длиной клинка 648 мм и прогибом клинка 15 мм, с одним отверстием. Подпись на лицевой стороне: «Канэсаки из Тоттори в Инсю». Комитет по защите культурных ценностей, август 1951 года. Печать.
Выводы экспертизы:
Предмет можно идентифицировать с традиционным японским мечом «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀), Японии, японского производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Канэсаки, из Тоттори, провинции Инсю (остров Хонсю), выпуска второй половины XVII века, периода Эдо (1603-1868 гг.), периода «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.), времени правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.), японского производственное изготовление оправы меча, выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.), японского производственного изготовления сагео и чехла для катаны, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года).
Сертификат за № 167990, на клинок меча и сертификат за № 170, на оправу меча, «Японского Общества по сохранению искусства японского меча».
Статус меча: «Особо ценный» («Токубецу Хозон», 3 уровень), от 31 августа 1969 года.
Мастер-кузнец Канэсаки, работал Тоттори (населенный пункт в Японии), в провинции Инсю (остров Хонсю), во второй половине XVII века.
Примечание:
Предмет происходит из Японии.
Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами—тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).
Традиционный меч «катана» является значимым объектом музейного значения, предметом собирательства и коллекционирования.
Атрибуция традиционного японского меча «катана», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы меча.
На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀), Японии, японского производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Канэсаки, из Тоттори, провинции Инсю (остров Хонсю), выпуска второй половины XVII века, периода Эдо (1603-1868 гг.), периода «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.), времени правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.), японского производственного изготовления оправы меча, выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.), японского производственного изготовления сагео и чехла для катаны, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года), с сертификатом за № 167990, на клинок меча и сертификатом за № 170, на оправу меча, «Японского Общества по сохранению искусства японского меча», со статусом меча: «Особо ценный» («Токубецу Хозон», 3 уровень), от 31 августа 1969 года — признается культурной ценностью.
Цена: продано.
Купить