Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差). Япония. Производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Нагафунэ Ясумицу, из провинция Бисю (Бидзен), остров Хонсю, выпуска февралю 1415 года (XV век). Эпоха Оэй (1394 по 1428 гг.). Период времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.). Периода Муромати (1336-1573 гг.). Производственное изготовление цубы, рукояти, фути, касира, мэнуки и ножен меча, выпуска XV – XVI вв. Эпоха Оэй (1394 по 1428 гг.). Период Муромати (1336-1573 гг.).

Описание:

Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差). Япония.

Производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Нагафунэ Ясумицу, из провинция Бисю (Бидзен), остров Хонсю, выпуска февралю 1415 года (XV век). Эпоха Оэй (1394 по 1428 гг.). Период времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.). Периода Муромати (1336-1573 гг.).

Производственное изготовление цубы, рукояти, фути, касира, мэнуки и ножен меча, выпуска XV – XVI вв. Эпоха Оэй (1394 по 1428 гг.). Период Муромати (1336-1573 гг.).

Оригинал. Подлинник.

Подставка под меч и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Был произведен демонтаж меча (извлечение клинка из оправы).

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, медь, дерево, клей, кожа ската, полировка, литье, позолота, лак, ткань, нить, шитье, гравировка, чернение, медь, пайка.

Сохранность: следы износа (ношения). Оксидные процессы. Утрата куригаты и незначительной части слоя покрытия ножен. Утрата сагео и кодзуки. Незначительная деформация нижней кромки лезвия. Утрата части обмотки и покрытия кожи ската рукояти.

Описание меча:

Параметры меча

Общая длина меча в ножнах — 68 см.
Длина меча без ножен — 63 см.
Длина ножен — 51 см.
Длина рукояти — 16 см.

Клинок:

Клинок (материал – сталь):
— длина клинка (нагаса) — 45 см;
— изгиб клинка (сори) — 1,2 см;
— ширина клинка в основании (мото-хаба) — 2,5 см;
— ширина клинка в вершине (саки-хаба) — 1,7 см;
— толщина клинка в основании (мото-касанэ) — 0,5 см;
— толщина клинка в вершине (саки-касанэ) — 0,4 см.
— длина хвостовика (накаго) – 11,8 см;
— ширина хвостовика у основания — 2,1 см.Надпись (мэй) на хвостовике клинка (накаго)

Характеристики клинка:

 — форма клинка (цукури-коми) — синоги-дзукури;

— изгиб клинка — коси-дзори (бидзэ н-дзори);

— обух клинка — ёри-мунэ;

— острие клинка — тю-кисскаки (2,5 см).

Клинок относится к категории дзай-мэй (имеющий подпись). Локальные участки тела клинка демонстрируют слабовыраженную (вследствие специфики полировочного процесса) текстуру стали (хада) в виде волокон, напоминающих узоры масамэ и фрагментарно — итамэ. Клинок имеет область закаленного края (якиба) с линией (хамон) типа тёдзи-ха. 

Отдельные участки поверхности рассматриваемого клинка содержат видимые последствия воздействия на металл коррозионных процессов.

В основании клинок вакидзаси имеет плоскую монолитную, металлическую (латунь) запорную муфту (хабаки — 2,4 см), которая проходит через хвостовик и выполняет функцию фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах. Форма данной детали, воспроизводит геометрическую конфигурацию клинка.

Надпись (мэй) на хвостовике клинка (накаго)

Хвостовик рассматриваемого клинка вакидзаси имеет две иероглифические надписи (мэй) на японском языке, выполненные по металлу и размещенные по одной с каждой стороны. Надпись, располагающаяся с внешней стороны (омотэ-мэй), то есть стороны, обращенной от тела при ношении меча, представлена шестью иероглифическими символами, нанесенными на металл методом чеканки, и содержит информацию об авторе.

Хвостовик клинка (накаго)

Хвостовик формы убу с окончанием, выполненным в стиле кури-дзири (формахарактерная для работ провинции Бидзэн)Обух хвостовика плоский (хира мунэ).

Хвостовик на расстоянии 6 и 7 см от своего окончания имеет два отверстия,
одно из которых, располагающееся ближе к клинку (мэкуги-ана Ø – 0,5 см), является функциональным и обеспечивает его крепление с рукоятью посредством конусообразного деревянного клина (мэкуги). Второе отверстие (мэкуги-ана Ø – 0,6 см), по всей видимости, является более поздним элементом конструкции.

По всей длине хвостовика наблюдается воздействие коррозионных процессов, продукты которых представлены в виде темно-коричневого покрытия на данном участке клинка.

Омотэ-мэй: (японский язык)






(русская транслитерация) «Бисю Нагафунэ Ясумицу»

(английская транслитерация) «Bishuu Nagafune Yasumitsu»

Что переводится как: «Нагафунэ Ясумицу из Бисю», или в более широком трактовании как:

«Клинок изготовлен мастером Нагафунэ Ясумицу из провинции Бисю (Бидзэн)».

Надпись, размещенная с внутренней стороны хвостовика клинка (ура-мэй), то есть стороны клинка обращенной к телу при ношении меча, состоит из восьми иероглифических знаков, нанесенных на поверхность металла методом чеканки, и содержит информацию о времени изготовления клинка.

Ура-мэй: (японский язык)



廿




(русская транслитерация) «Оэй нидзю-ни нэн нигацу нити»

(английская транслитерация) «Ouei nijuu ni nen nigatsu nichi»

Переводится данная надпись следующим образом:

«Февраль двадцать второго года эпохи Оэй», что соответствует февралю 1415 года (XV век).

Эпоха Оэй приходится на период в истории Японии известный как Муромати дзидай (японский язык; 室町時代) 1336 – 1573 гг., время правления сёгунов династии Асикага. Оправа меча, исполненная в самурайском стиле и демонстрирующая высокий уровень исполнения декоративно-художественных работ, по характерным стилистическим особенностям, может быть отнесена к XV – XVI вв.

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также для режущих действий.

Оправа меча (косираэ).

Детали оправы (тосогу).

Рукоять:

Рукоять (цука) образована из двух склеенных между собой деревянных частей, покрытых кожей ската (самэ). Поверх данного покрытия в стиле цумами-маки наложена обмотка льняной тесьмой (ито) черного цвета.

Тесьма содержит следы интенсивного износа в виде характерной потертости. Отдельные участки подверглись загрязнению. В основании рукояти плетение тесьмой нарушено из-за утраты нескольких начальных витков.

Металлические детали рукояти выполнены из сплава сякудо с использованием различных методов обработки поверхности металла.

Чашеобразное навершие рукояти (касира) имеет с обеих сторон отверстия с втулками (ситодомэ), через которые проходят финальные витки тесьмы, завершающиеся узлом.

В основании рукояти размещена овальная муфта (фути), которая имеет отверстие для прохождения хвостовика. Художественная отделка указанных элементов оправы представлена в едином стиле и демонстрирует высокий уровень исполнения.

Фоновое пространство поверхности деталей обработано при помощи техники нанако, которая позволяет создать на металле эффект упорядоченных гранул, что в совокупности с темным цветом патины особо выгодно контрастирует с центральным элементом декора – цветками павлонии (го-сан но кири), выполненными из позолоченной меди и закрепленными на поверхности методом пайки.

Муфта демонстрирует такой сюжет по всей окружности. Навершие содержит на своей поверхности лишь четыре цветка, поскольку остальные элементы декора утрачены, о чем свидетельствуют следы пайки на металле.

Использование в японской орнаменталистике цветка павлонии (кири) имеет глубокую историю и восходит к IX век н. э. (период раннего Хэйяна), когда изображение павлонии стало широко применяться при дворе императора Сага (809 – 823 гг.).

Со временем цветок павлонии наряду с изображением хризантемы (кику) стал символом исключительно представителей императорской ветви Японии. Павлония с пятью и семью лепестками (го-сити но кири) изображалась на различных предметах, окружающих императорскую особу. Впоследствии правом носить данный символ в виде герба, элемента декора на оружии и одеждах стали наделяться представители военной среды — служилого сословия самураев — за особые заслуги перед императорской семьей.

Наряду с этим в военной среде (буси) использовалось изображение павлонии с пятью и тремя лепестками (го-сан но кири).

Сёгун Асикага Такаудзи (японский язык; 足利尊氏 1336 – 1333 гг.)  основавший второй сёгунат в истории Японии, получив право на использование символики в виде цветка павлонии, распространил его на всех представителей сёгуната, после чего данное изображение широко использовалось самураями вплоть до XVII века.

Под оплетенной рукоятью вакидзаси с обеих сторон размещены металлические накладки (мэнуки), представляющие собой в каждом случае изображение веера на фоне меча типа сирадзая-но тати с ножнами, обернутыми в шкуру животного (тигр, леопард).

Помимо того, что данные детали представляют собой художественный элемент в оформлении рукояти меча, они также несут в себе практическое назначение. Ввиду того, что накладки разнесены с обеих сторон на разном расстоянии, своей выпуклой формой они способствуют более прочному хвату рукояти.

В рукояти находится отверстие (мэкуги-ана) для крепежного клина (мэкуги), обеспечивающего сквозную фиксацию рукояти с клинком.

Гарда (цуба) формы аои – гата (форма китайской мальвы) выполненная из сплава сякудо в едином стиле с другими элементами оправы.

Размеры гарды следующие: 6,5 см × 6 см × 0,3 см.

В своей конструкции гарда имеет три функциональных отверстия: накаго-ано с кутибэни, предназначенное для прохождения хвостовика и два отверстия хицу-ана, предусматривающие извлечение через них вспомогательного ножа коготана и шпильки когай. 

Кроме того, на своей плоскости гарда имеет четыре фигурных отверстия в виде сердца «иномэ» (с японского языка «глаз кабана), являющихся художественным элементом композиции.

Аналогично комплекту фути — касира (муфты и навершия рукояти), центральным элементом художественного ансамбля гарды является изображение цветка павлонии (го-сан но кири), в данном случае в количестве восьми с каждой стороны на фоне поверхности, обработанной в технике нанако и нику-бори.

В центре гарды располагается четко выраженная область сэппа-даи с полированной поверхностью. Внешний ободок гарды (мими) и внутренние края отверстий хицу-ана обработаны в технике нанако и покрыты золочением.

С обеих сторон к гарде прилегает по одной прокладке (сэппа) с рифленым краем, которые выполнены из золоченой меди.

Ножны:

Ножны (сая) – образованы из двух деревянных полос, склеенных между собой, и в сечении имеют овальную форму.

Ножны содержат покрытие в виде полированной крупнозернистой шкуры представителей водной фауны. На отдельных участках данное покрытие имеет повреждения. Оконечность ножен закруглена.

С обеих сторон ножен располагаются вырезы для вспомогательных миниатюрных предметов: ножа (ко-гатана), рукоять (кодзука) которого остается открытой взору и своей лицевой декорированной стороной закрывает область выреза и шпильки когай. Данные предметы отсутствуют.

С внешней стороны ножен (стороны, обращенной от тела при ношении меча) отсутствует выступ с прорезью (куриката), на месте которого наблюдаются следы его утраты. Данная деталь, при ее наличии, обеспечивает крепеж шнура (сагэо), фиксирующего положение меча у пояса.

В устье ножен отсутствует окаймляющее кольцо (коигути).

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Выводы экспертизы:

По итогам проведенной экспертной работы видится возможным сделать следующий вывод.

Представленный на экспертное заключение предмет является традиционным японским мечом (нихонто) с длиной клинка от одного до двух сяку (1 сяку – 30,3 см), относится к группе «коротких мечей» сёто (японский язык; 小刀) и классифицируется как вакидзаси (японский язык; 脇差), носимый у пояса лезвием вверх в оправе букэ-дзукури представителями воинского сословия самураев.

Японский меч вакидзасина протяжении столетий оставался непременной частью костюма воина (буси), являясь наравне с другими атрибутами показателем социального положения представителей правящего класса самураев. Утвердившийся обычай ношения двух мечей – пары дайсё (японский язык; 大小), окончательно закрепил за вакидзаси статус постоянного спутника самурая.

Автором клинка рассматриваемого меча, является известный кузнечный мастер Нагафунэ Ясумицу (японский язык; 船康光) из признанного центра оружейного искусства средневековой Японии —ровинции Бисю (Бидзэн), располагавшейся на центральном острове Хонсю. Многие поколения оружейников селения Осафунэ провинции Бисю (японский язык; 備州) изготавливали великолепные образцы японского меча, за что работы именно из этого региона ценились особо высоко.

В эпоху Оэй (1394-1428) оружейная традиция данной местности была продолжена мастерами Ясумицу и Моримицу (японский язык; 盛光), которые вместе с кузнецом Норимицу (師光) стали известны как
«Сан мицу»что в переводе с японского означает «Трое по имени Мицу».

Работы нескольких поколений Ясумицу славились своим качеством.

Хвостовик рассматриваемого клинка содержит дату его изготовления (японский язык;応永廿二年二月日 февраль 1415 года, эпоха Оэй, с 1394 по 1428 гг.), что в совокупности с рядом других параметров, позволяет отнести данное изделие по времени изготовления в соответствии с классификацией принятой в японском оружейном деле, к периоду «Старых мечей» Кото (795 – 1596 гг.).

Оправа меча, исполненная в самурайском стиле и демонстрирующая высокий уровень исполнения декоративно-художественных работ, по характерным стилистическим особенностям, может быть отнесена к XV – XVI вв.

Представленный меч, несомненно, заключает в себе в первую очередь художественное начало и является оригинальным образцом японского оружейного искусства средневековой Японии.

Примечание:

Предмет происходит из США. После оккупации Японии (2 сентября 1945 — 28 апреля 1952 гг.), когда было объявлено о сдаче населением оружия в полицейские участки, где спустя любой американский солдат мог получить три меча, в качестве сувенира, под роспись.

Историческая справка:

Японский меч на протяжении столетий, будучи непременным спутником воина-самурая, являлся тем, что обеспечивало его положение в иерархической структуре феодального общества Японии и во многом определяло образ жизни и мыслей.

С течением времени меч эволюционировал, став не только средством ведения боя, но и объектом поклонения и почитания.

«Честь носить его; права, которыми он наделялся; связанные с ним суеверия; семейные традиции; глубокие знания, Требовавшиеся для того, чтобы оценить качество меча – все это, в совокупности, придавало японскому мечу значение, выходящее за рамки обычного понимания», Ф. Бринкли (1841-1912 гг.).

В отдельные исторические периоды с изменением тактики ведения боя, японский меч менялся в пропорциях.

В конце периода Муромати (1392 – 1572 гг.), а также в последующий за ним период Момояма (1573 – 1599 гг.) нередко мечи подвергались укорачиванию (преимущественно со стороны хвостовика), что меняло их первоначальную длину и позволяло адаптировать для пешего боя.

Одним из отличительных признаков, указывающих на социальное положение человека – принадлежность к военному сословию самураев (буси), в феодальной Японии периода с конца XVI– до второй половины XIX вв., стало наличие у пояса человека двух мечей – пары дайсё, состоявшей из меча катана (дайто) и более короткого меча вакидзаси (сёто), носимых лезвием вверх. Данная традиция берет свое начало в XVI веке и окончательно утвердилась в эпоху правления сегунов династии Токугава – период Эдо (1603 – 1868 гг.).

Иллюстрация из книги Инадзе Кайро о жизни двух самураев Санмото Горозаэмон и Масааки Ино, которые решили сразиться между собой. У героев можно заметить прикрепленные к поясу мечи-вакидзаси. Книга была издана в 1783 году.

Правительство сегуната законодательно закрепило за самурайством прерогативу на обладание мечем – «Тайтогомон», в отдельных случаях регламентируя ношение короткого меча представителями иных сословных групп.

Меч вакидзаси оставался у пояса самурая даже тогда, когда он, следуя нормам этикета, расставался на время с боевым мечем катана. Вместе с тем, короткий меч был не менее действенным орудием в руках профессионального воина и даже приобретал серьезные преимущества перед длинным мечем в стесненных условиях ограниченного пространства помещений.

С политическими преобразованиями, затронувшими Японию во второй половине XIX века и выразившимися в реставрации фактической власти императора Мэйдзи в 1868 году самурайское сословие постепенно стола терять свое исключительное положение в обществе.

В 1876 году отдельным указом императора «Хайторэй» было запрещено ношение мечей гражданским лицам, к которым относились все, кто не состоял на службе императора. С этого времени самураи ограничивались в правах, и образ воина с двумя мечами у пояса канул в прошлое.

Вместе с тем, японский меч не ушел в историю, оставшись лишь символом феодальной Японии. Часть кузнечных мастеров не оставили оружейное ремесло и продолжили работу в условиях значительно более узкой востребованности своих изделий.

В первой половине ХХ века были предприняты усилия по стимулированию производства японских мечей как военного образца для нужд армии и военно-морского флота, так и традиционного типа.

В послевоенный период изготовление японских мечей некоторое время находилось под запретом оккупационных властей, после снятия которого, японские оружейники продолжили свою практику.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами —тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Традиционный меч «вакидзаси» является объектом музейного значения, предмет собирательства и коллекционирования японского антикварного холодного оружия.

Атрибуция традиционного японского меча «вакидзаси», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差), Японии, производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Нагафунэ Ясумицу, из провинция Бисю (Бидзен), остров Хонсю, выпуска февралю 1415 года (XV век), эпохи Оэй (1394 по 1428 гг.), периода времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.), периода Муромати (1336-1573 гг.), производственного изготовления цубы, рукояти, фути, касира, мэнуки и ножен меча, выпуска XV – XVI вв., эпохт Оэй (1394 по 1428 гг.), периода Муромати (1336-1573 гг.) — признается культурной ценностью.

Цена: 2.000.000 р.

Купить