Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差). Япония. Производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Тадаёси из провинции Хидзен, выпуска 1781-1876 гг. (категория мечей «Син-синто»; «Shinshinto»), времени правления сёгунов династии Токугава Период Эдо (1603—1868 гг.). Производственное изготовление цубы, рукояти, фути, касира, хабаки, ножен и четырех сепп меча, выпуска XVIII – XIX вв. Период Эдо (1603—1868 гг.). Производственное изготовление одной сеппы меча, выпуска 1875-1945 гг. Время правлений 122-го императора Японии Муцухито (1868 -1912 гг.; период Мэйдзи), 123-го императора Японии Ёсихито (1912-1926 гг.; период Тайсе), 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева).

Описание:

Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差). Япония.

Производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Тадаёси из провинции Хидзен, выпуска 1781-1876 гг. (категория мечей «Син-синто»; «Shinshinto»), времени правления сёгунов династии Токугава Период Эдо (1603—1868 гг.).

Производственное изготовление цубы, рукояти, фути, касира, хабаки, ножен и четырех сепп меча, выпуска XVIII – XIX вв. Период Эдо (1603—1868 гг.).

Производственное изготовление одной сеппы меча, выпуска 1875-1945 гг. Время правлений 122-го императора Японии Муцухито (1868 -1912 гг.; период Мэйдзи), 123-го императора Японии Ёсихито (1912-1926 гг.; период Тайсе), 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева).

Оригинал. Подлинник.

Подставка под меч и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Был произведен демонтаж меча (извлечение клинка из оправы).

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, медь, дерево, клей, кожа ската, полировка, литье, позолота, лак, ткань, нить, шитье, гравировка.

Сохранность: следы износа (ношения). Оксидные процессы. Утрата части куригаты и слоя покрытия ножен. Утрата сагео и кодзуки. Незначительная деформация нижней кромки лезвия.

Описание меча:

Параметры меча

Общая длина меча в ножнах – 65 см

Длина меча без ножен – 57 см

Длина ножен – 49 см

Длина рукояти – 15 см

Клинок (материал – сталь):

— длина клинка (нагаса) – 39 см;

— изгиб клинка (сори) – 0,6 см; 

— ширина клинка (мотто-хаба) – 2,3 см;

— ширина клинка (саки-хаба) – 1,7 см;

— длина хвостовика (накаго) – 12,2 см;

— ширина хвостовика у основания – 2 см;

— толщина клинка у обуха (мотто-касанэ в

области мунэ-мати) – 0,4 см;

— толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 0,3 см.

Характеристики клинкаФорма клинка (цукури-коми) – синоги-дзукури, острие (киссаки) средних размеров.

Обух клинка – ёри-мунэ.

По всей длине наблюдаются следы воздействия абразивных материалов и коррозионных процессов, вследствие чего визуально текстура стали (узор), область закаленного края (якиба) и его линия (хамон) не наблюдаются.

Режущая кромка лезвия клинка имеет на своей поверхности механические повреждения (следы от ударов).

В основании клинка размещена плоская, монолитная (хито-касанэ), металлическая (медь) запорная муфта (хабаки — 2,3 см), которая проходит через хвостовик и служит в качестве фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах.

Форма данной детали повторяет геометрическую конфигурацию клинка.

Хвостовик клинка (накаго): формы убу    с оконечностью (дзири), выполненной в стиле  ири-ямагата.

Обух плоский (хира мунэ).

Хвостовик имеет одно отверстие (мэкуги-ана), являющееся функциональным при помощи которого осуществляется крепление клинка с рукоятью посредством конусообразного деревянного клина (мэкуги).

Отверстие смещено относительно тела клинка.

На поверхность хвостовика с обеих сторон нанесена насечка (опиловка) напильником (ясури-мэ) с легким наклоном вправо в стиле каттэ-сагари.

На всей протяженности хвостовик подвержен коррозионному воздействию.

Надпись (мэй) на хвостовике клинка (накаго)

Хвостовик рассматриваемого клинка имеет выполненную по металлу иероглифическую (на японском языке) надпись (мэй), размещенную на стороне, являющейся внешней (омотэ), то есть обращенной от тела при ношении меча.

Надпись представлена в виде пяти иероглифических символов, линии которых в отдельных случаях не четки.

Омотэ-мэй:

(японский)

 (русская транслитерация) «Хидзен-но куни Тадаёси»

 (английская транслитерация) «Hizen—no kuni Tadayoshi»

 В переводе с японского языка данная надпись читается как:

«Тадаёси из провинции Хидзен»

 Хидзен-но  куни  –  (Хидзен) в старом административно-территориальном делении Японии область (провинция) на севере острова Кюсю, одна часть которой в настоящее время расположена на территории префектуры Сага, а другая – на территории префектуры Нагасаки.

Тадаёси – династия кузнецов, основателем которой стал Хасимото Синдзаэмон Тадаёси (1572 – 1632 гг.) из провинции Хидзэн. За весь период с конца XVI века по XIX век было девять мастеров, носивших имя Тадаёси. Работы этих кузнецов начиная с периода Кэйто (1596 – 1660 гг.) зарекомендовали себя как превосходные изделия из провинции Хидзен, прославившие кузнечную школу под именем Тадаёси.

Первоначально мастера Тадаёси чеканили полное имя 肥前国住人忠吉
«Хидзэн-но куни дзюнин Тадаёси» — «Тадаёси – житель провинции Хидзэн», но затем сократили данное написание, ограничив его текстом «Хидзэн-но куни Тадаёси». Впоследствии такую подпись прозвали «Годзи-Тадаёси» (пятёрка Тадаёси).

Расположение надписи содержащей информацию об имени автора (кузнеца) с внешней стороны клинка, является типичным для клинков в оправе букэ-дзукури.

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также для режущих действий.

Оправа меча (косираэ).

Детали оправы (тосогу).

Рукоять:

Рукоять (цука) образована из двух склеенных между собой деревянных частей, имеющих сквозное отверстие для крепления с клинком.

Деревянная основа рукояти оклеена белой кожей ската (самэ), поверх которой наложен коричневый хлопчатобумажный шнур являющийся, по всей видимости, поздним дополнением. Отсутствуют металлические накладки — мэнуки.

Металлические детали рукояти выполнены из цветного сплава и представлены муфтой (фути) и навершием (кабуто-ганэ), имеющим металлическую петлю (сарутэ) для крепления темляка, при наличии такового.

Муфта и навершие рукояти декорированы прямыми рельефными линиями. Боковые панели навершия узорчатые и имеют открытые участки, демонстрирующие покрытие кожей — самэ. Петля — сарутэ, декорирована лепестками и цветками вишни — сакуры, изображения которых подчеркнуты золочением.

Гарда (цуба) овальной формы, выполненная из меди.

Размеры гарды следующие: 5,5 см × 4,4 см × 0,4 см.

В своей конструкции гарда имеет два функциональных отверстия: накаго-ана для прохождения хвостовика, кодзука хицу-ана, служащее каналом для извлечения через него ножа-коготана (отсутствующего в данном образце).

Гарда не имеет декора и по всей плоскости гладкая. Ободок (мими) имеет зарубку.

К поверхности гарды с обеих сторон прилегают уплотнительные
прокладки — сэппа (всего 5 штук).

Прокладки разной формы и размера, выполненные из цветного сплава. Одна из прокладок имеет выступ под зажимную скобу и оттиск цветов хризантемы на своей внутренней поверхности.

Ножны:

Ножны (сая) исполнены в стиле букэ-дзукури и образованы из двух деревянных полос склеенных между собой, в сечении имеющих овальную форму. Деревянная основа ножен покрыта лакокрасочным слоем в стиле вакаса-нури.

По всей длине фрагментарно наблюдаются повреждения древесины и участки с утраченным покрытием, преимущественно сосредоточенные в нижней части ножен.

С внешней стороны ножен немногим ниже устья, располагается деформированный крепежный выступ (куриката), выполненный из дерева и предназначенный для крепления к нему шнура (сагэо), фиксирующего положение меча у пояса (ввиду деформации рассматриваемого элемента оправы, отсутствует основанная часть детали, имеющая прорезь).

С внутренней стороны ножны имеют вырез для миниатюрного ножа
(ко-гатана), рукоять (ко-дзука) которого остается открытой взору и своей лицевой декорированной стороной закрывает данную область поверхности ножен. В рассматриваемом образце меча, указанный нож отсутствует (утрачен).

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Выводы экспертизы:

По итогам проведенной экспертной работы представляется возможным сделать следующий вывод. Рассматриваемый предмет является оригинальным образцом традиционного японского меча (нихон-то) с длиной клинка более одного сяку (более 30,3 см) и может быть классифицирован как вакидзаси (японский язык; 脇差).

С конца XVI – начала XVII века неотъемлемой частью вооружения самурая – представителя воинского сословия Буси, стал комплект из двух мечей – Дайсё (японский язык; 大小), одним из которых был длинный меч – дайто (яп. 大刀), а другим короткий – сёто (японский язык; 小刀), то есть комплект катана и вакидзаси. В отличие от мечей в оправе дзиндати-дзукури, мечи Дайсё оправлялись в стиле букэ-дзукури и носились у пояса лезвием вверх.

Автором клинка представленного меча является один из представителей кузнечной династии Тадаёси, на что указывает оригинальная подпись (омотэ-мэй) хвостовика и ряд отличительных признаков, свойственных работам мастеров провинции Хидзэн. Таким образом, клинок данного меча в соответствии с классификацией принятой в японском оружейном деле относится к группе Син-синто – «Новейших мечей» (1781 – 1876 гг.), то есть ко времени правления сёгунов династии Токугава (период Эдо).

Ряд деталей оправы рассматриваемого образца может быть отнесен к изделиям первой половины XX века, а именно периоду Сёва, на что указывает качество материалов и уровень исполнения отдельных элементов. Вместе с тем, ножны являются работой XVIII – XIX вв.

Примечание:

Предмет происходит из США. После оккупации Японии (2 сентября 1945 — 28 апреля 1952 гг.), когда было объявлено о сдаче населением оружия в полицейские участки, где спустя любой американский солдат мог получить три меча, в качестве сувенира, под роспись.

Историческая справка:

Японский меч на протяжении столетий, будучи непременным спутником воина-самурая, являлся тем, что обеспечивало его положение в иерархической структуре феодального общества Японии и во многом определяло образ жизни и мыслей.

С течением времени меч эволюционировал, став не только средством ведения боя, но и объектом поклонения и почитания.

«Честь носить его; права, которыми он наделялся; связанные с ним суеверия; семейные традиции; глубокие знания, Требовавшиеся для того, чтобы оценить качество меча – все это, в совокупности, придавало японскому мечу значение, выходящее за рамки обычного понимания».  Ф. Бринкли (1841-1912 гг.).

В отдельные исторические периоды с изменением тактики ведения боя, японский меч менялся в пропорциях.

В конце периода Муромати (1392 – 1572 гг.), а также в последующий за ним период Момояма (1573 – 1599 гг.) нередко мечи подвергались укорачиванию (преимущественно со стороны хвостовика), что меняло их первоначальную длину и позволяло адаптировать для пешего боя.

Одним из отличительных признаков, указывающих на социальное положение человека – принадлежность к военному сословию самураев (буси), в феодальной Японии периода с конца XVI– до второй половины XIX вв., стало наличие у пояса человека двух мечей – пары дайсё, состоявшей из меча катана (дайто) и более короткого меча вакидзаси (сёто), носимых лезвием вверх. Данная традиция берет свое начало в XVI веке и окончательно утвердилась в эпоху правления сегунов династии Токугава – период Эдо (1603 – 1868 гг.).

Иллюстрация из книги Инадзе Кайро о жизни двух самураев Санмото Горозаэмон и Масааки Ино, которые решили сразиться между собой. У героев можно заметить прикрепленные к поясу мечи-вакидзаси. Книга была издана в 1783 году.

Правительство сегуната законодательно закрепило за самурайством прерогативу на обладание мечем – «Тайтогомон», в отдельных случаях регламентируя ношение короткого меча представителями иных сословных групп.

Меч вакидзаси оставался у пояса самурая даже тогда, когда он, следуя нормам этикета, расставался на время с боевым мечем катана. Вместе с тем, короткий меч был не менее действенным орудием в руках профессионального воина и даже приобретал серьезные преимущества перед длинным мечем в стесненных условиях ограниченного пространства помещений.

С политическими преобразованиями, затронувшими Японию во второй половине XIX века и выразившимися в реставрации фактической власти императора Мэйдзи в 1868 году самурайское сословие постепенно стола терять свое исключительное положение в обществе.

В 1876 году отдельным указом императора «Хайторэй» было запрещено ношение мечей гражданским лицам, к которым относились все, кто не состоял на службе императора. С этого времени самураи ограничивались в правах, и образ воина с двумя мечами у пояса канул в прошлое.

Вместе с тем, японский меч не ушел в историю, оставшись лишь символом феодальной Японии. Часть кузнечных мастеров не оставили оружейное ремесло и продолжили работу в условиях значительно более узкой востребованности своих изделий.

В первой половине ХХ века были предприняты усилия по стимулированию производства японских мечей как военного образца для нужд армии и военно-морского флота, так и традиционного типа.

В послевоенный период изготовление японских мечей некоторое время находилось под запретом оккупационных властей, после снятия которого, японские оружейники продолжили свою практику.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами—тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Традиционный меч «вакидзаси» является объектом музейного значения, предмет собирательства и коллекционирования японского антикварного холодного оружия.

Атрибуция традиционного японского меча «вакидзаси», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差), Япония, производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Тадаёси из провинции Хидзен, выпуска 1781-1876 гг. (категория мечей «Син-синто»; «Shinshinto»), времени правления сёгунов династии Токугава, период Эдо (1603—1868 гг.), производственного изготовления цубы, рукояти, фути, касира, хабаки, ножен и четырех сепп меча, выпуска XVIII – XIX вв., периода Эдо (1603—1868 гг.), производственного одной сеппы меча, выпуска 1875-1945 гг. Время правлений 122-го императора Японии Муцухито (1868 -1912 гг.; период Мэйдзи), 123-го императора Японии Ёсихито (1912-1926 гг.; период Тайсе), 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева) — признается культурной ценностью.

Цена: 600.000 р.

Купить