Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «тати» (оригинальное название оружия на японском языке; 太刀). Японская Империя. Японское производственное изготовление клинка меча, мастер-кузнец Ёрикацу Канэо, выпуска 1930-начала 1940-х гг. Период «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года). Японское производственное изготовление оправы меча, выпуска 1930-начала 1940-х гг. Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева). Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Описание:

Традиционный японский меч «тати» (оригинальное название оружия на японском языке; 太刀). Японская Империя.

Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Ёрикацу Канэо, выпуска 1930-начала 1940-х гг.

Период «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года).

Японское производственное изготовление оправы меча, выпуска 1930-начала 1940-х гг.

Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева).

Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Оригинал. Подлинник.

Подставка под меч, чехол и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Был произведен демонтаж (извлечение клинка из оправы).

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, латунь, дерево, краска, кожа ската, полировка, литье, ткань, нить, шитье, лак.

Состояние: хорошее, частичная утрата лакокрасочного слоя на ножнах, патинированные образования, царапины.  

В ходе экспертной работы были применены:

— визуальный сравнительный анализ клинка и оправы тати (меча);

— изучение и перевод с японского языка каллиграфической надписи на хвостовике клинка;

— исследование и идентификации штампа на хвостовике клинка.

Параметры меча:

Общая длина меча в ножнах – 1040 мм.

Длина меча без ножен – 970 мм.

Длина ножен меча – 760 мм.

Длина рукояти меча – 270 мм.

 

Клинок:

 

Длина клинка (нагаса) – 673 мм.

Изгиб клинка (сори) – 21 мм.

Ширина клинка в основании (мото-хаба) – 32 мм.

Ширина клинка в вершине (саки-хаба) – 21 мм.

Толщина клинка в основании (мото-касанэ) – 7 мм.

Толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 6 мм.

Длина хвостовика (накаго) – 210 мм.

Ширина хвостовика у основания клинка – 29 мм.

 

Характеристика клинка:

Клинок имеет подпись (дзай мэй);

Форма клинка (сугата) – Синоги-дзукури.

Изгиб клинка – коси-дзори.

Обух клинка – ёри-мунэ-хикуси.

Острие клинка – тю-киссаки (33 мм).

 

Клинок тати не имеет визуально наблюдаемой текстуры стали (дзихада) и по данному параметру относится к категории мудзи. Одновременно по всей длине клинка просматривается область закаленного края (якиба) и его узор (хамон) типа хиро-сугу-ха.

На всей протяженности клинок демонстрирует локальные участки поверхности, подверженные коррозийному воздействию. Немногим выше основания клинка (мунэ-мати) наблюдается механическое повреждение продольной грани (ребра), разделяющей боковую поверхность клинка (синоги-дзи) и обух (мунэ).

В основании клинок имеет плоскую монолитную, латунную запорную муфту (хабаки), которая проходит через хвостовик и выполняет функцию фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах.

Хвостовик клинка (накаго):

Хвостовик формы убу с окончанием, выполненным в стиле ири-ямагата-дзири. Обух хвостовика плоский (хира мунэ). Поверхность хвостовика обработана напильником (ясуримэ) в стиле сака така-но-ха.

Хвостовик, на расстоянии 140 мм., от своего окончания имеет одно функциональное отверстие (мэкуги-ана), для крепления клинка с рукоятью посредством деревянного колышка (мэкуги).

По всей длине поверхность хвостовика подвержена коррозионному воздействию.

Надпись (подпись) на хвостовике клинка (мэй):

Хвостовик рассматриваемого клинка тати имеет одну иероглифическую надпись на японском языке, выполненную по металлу и размещенную с внутренней стороны клинка (ура-мэй), обращенной к телу при ношении меча. Надпись представлена пятью иероглифическими символами, нанесенными методом чеканки.

В целях усиления зрительного эффекта, углубления на металле заполнены порошковым абразивом белого цвета.

Русская транслитерация: «Ёрикацу Канэо-саку».

Английская транслитерация: «YorikatsuKaneo—saku», что с японского языка переводится как: «Изготовил Ёрикацу Канэо».

Надпись выполнена в каллиграфическом стилизованном стиле скорописи (сосё-мэй) с утратой релевантных черт иероглифических символов.

В этой связи, представляется целесообразным отметить, что первые два иероглифа могут иметь иные варианты написания, а соответственно и чтения. Значение последних трех иероглифов сомнения не вызывает.

Штамп на хвостовике клинка:

Внутренняя сторона хвостовика клинка тати помимо надписи, немногим выше крепежного отверстия мэкуги-ана), содержит на своей поверхности штамп, представляющий собой знак, контуры которого воспроизводят форму цветка вишни (сакуры), в центре которого заключен иероглиф «Сё» (инспекционный штамп).

Данный иероглиф является аббревиатурой термина Сёва – «Сияющий мир».

Штампы на хвостовиках клинков выполняли функцию инспекционных знаков – отметок приемочных комиссий, отбиравших изделия, предназначавшиеся для использования в армии, а также ряде случаев – производственных клейм.

Оправа рукояти меча (косираэ). Детали оправы (тосогу):

Оправа представленного меча исполнена в стиле дзиндати-дзукури (косираэ тати).

Рукоять.

Рукоять (цука) тати образованна двумя склеенными между собой деревянными частями, имеющих с обеих сторон покрытие кожей ската (самэ), поверх которого в стиле моро-хинэри-маки наложена обмотка льняной тесьмой (ито) светло-коричневого цвета. В сечении рукоять имеет овальную форму, деревянная основа деформирована.

Под оплетенной рукоятью с обеих сторон располагаются латунные позолоченные накладки (мэнуки) в виде изображений мифического существа – дракона (курикара).

Выступая по большей части в роли художественно-декоративных элементов конструкции рукояти, данные детали вместе с тем несут в себе практическое назначение. Своей выпуклой формой накладки способствуют более прочному хвату рукояти.

Изображение дракона является особо излюбленным сюжетом в художественной отделке предметов искусства стран Дальнего Востока. С территории материкового Китая среди прочего данная традиция попала на японские острова.

Первые упоминания о драконах появились в «Нихон сёки» или же «Нихонги» — одном из первых письменных памятников Японии, где собраны древние сказания о многочисленных национальных божествах и сотворении мира.

Дракон в восточной культуре — это всегда олицетворение высшей мудрости, тайного знания и силы. Он изображается на многих предметах декоративно-прикладного искусства и в виде скульптур зачастую украшал архитектурные строения, демонстрируя собой – могущество и покровительство, поскольку в соответствии с поверьями управлял первичными силами природы, посылая благодатный дождь либо разрушительные ливни.

Навершие рукояти (кабуто-ганэ) представляет собой фигурную подковообразную колодку, имеющую в центре открытый участок.

В центре навершия закреплено латунное фигурное кольцо (сарутэ), через которое с обеих сторон продета тесьма рукояти, образующая затем финальный узел.

В основании рукояти располагается овальная металлическая муфта (фути) с площадкой, имеющей отверстие для прохождения хвостовика. Внутрь муфты помещен кожаный уплотнитель. Обе детали имеют гладкую поверхность, лишенную какого-либо декора.

Гарда тати (цуба) формы аои-гата (китайская мальва), выполнена из латуни методом литья.

В своей конструкции гарда имеет пять отверстий: накаго-ано, предназначенное для прохождения хвостовика и расположенные на плоскости в четырех местах фигурные отверстия иномэ – «глаз кабана», которые придают гарде форму симметрично расположенных лепестков.

К гарде с обеих сторон примыкают две идентичные фигурные латунные пластины (дай-сэппа), форма которых воспроизводит область, прилегающую к центральному отверстию (накаго-ано).

Данные детали имеют на своей поверхности рельефные, расходящиеся крестообразные линии.

В свою очередь к указанным пластинам (дай-сэппа) с обеих сторон гарды прилегают овальные прокладки с рифленым краем (сэппа). С обеих сторон детали таковых по две.

Ножны:

Ножны тати (сая) образованы из двух деревянных полос, склеенных между собой и в сечении имеют овальную форму.

Глянцевая поверхность ножен, созданная при помощи тонкого лакокрасочного слоя (насидзи), утрачена. Об изначальном ее состоянии, свидетельствуют отдельные участки древесины, частично сохранившие покрытие.

Прибор ножен состоит из гладких латунных деталей. Устье ножен окаймляет муфта (кути-ганэ), имеющая отверстие для клинка. Верхняя часть ножен (коси) оплетена тесьмой светло-коричневого цвета в стиле хира-маки. Тесьма наложена на ткань золотистого цвета и по длине ножен ограничена латунным кольцом, фиксирующим ее последние витки.

На данном участке, поверх оплетенной тесьмы, закреплены две фигурные латунные обоймицы (ити-но аси и ни-но аси) с прямоугольными петлями для подвеса. Нижняя часть ножен скреплена фигурным обручем (сибабики) и тремя латунными кольцами (самэганэ), удерживающими две продольные планки (амаои), которые в свою очередь утоплены в наконечник (исидзуке), исполненный по аналогии с навершием рукояти в виде подковообразной колодки с открытым в центре участком, демонстрирующим поверхность ножен.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Вывод экспертизы:

По итогам проведенной экспертной работы видится возможным сделать следующей вывод:

Представленный на экспертное заключение предмет является аутентичным образцом японского меча тати эпохи Сёва, а именно периода 1930-1940-х гг., ХХ века, на что указывает ряд характерных черт, выявленных в ходе экспертной работы.

Примечание:

Инспекционный штамп «Сё» ставился в период  с конца 1926 года по конец 1941 года.

Рассматриваемый образец воспроизводит традиционный тип мечей – итомаки-но тати, которые носились на перевязи лезвием вниз представителями воинского сословия самураев в феодальный период.

Мечи итомаки-но тати, характеризующиеся наличием ряда специфических черт (использование парчи вместо кожи ската-самэ, оплетенными ножнами и так далее.) стали популярны в среде японских военачальников в период Муромати-дзидай, который длился с 1336 года по 1573 год и был насыщен военными столкновениями между политическими коалициями разного толка.

Итомаки-но тати нередко выступали в роли даров и официальных подношений храмам. В отдельные периоды истории японского оружейного дела, наблюдался повышенный интерес к мечам более ранних эпох. Так, во второй половине XIX века оружейники зачастую брали за образец в своей работе стили, которые были характерны для XIII – XVI вв.

В 30-х годах ХХ века, когда интерес к воинской культуре прошлого возрос и всячески поощрялся властями, множество частных мастерских помимо военной продукции занималось изготовлением мечей традиционного типа, что было востребовано в свете усилившихся в японском обществе традиционных идей.

Примечание:

Предмет происходит из США. После оккупации Японии (2 сентября 1945 — 28 апреля 1952 гг.), когда было объявлено о сдаче населением оружия в полицейские участки, где спустя любой американский солдат мог получить три меча, в качестве сувенира, под роспись.

Рисунок с изображением японского конного самурая протирающего кровь с японского меча тати.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами—тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Традиционный меч «тати» является объектом музейного значения, предмет собирательства и коллекционирования японского антикварного холодного оружия.

Атрибуция традиционного японского меча «тати», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «тати», (оригинальное название оружия на японском языке; 太刀), Японской Империи, японского производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Ёрикацу Канэо, выпуска 1930-начала 1940-х гг., периода «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года), японского производственного изготовления оправы меча, выпуска 1930-начала 1940-х гг., времени правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева), периодов Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) — признается культурной ценностью.

Цена: 1.500.000 р.

Купить